9 апреля - день рождения электрического трамвая

09 апреля

В апреле 1913 года в Царицыне появился электрический трамвай. Трамваи уже были в 36 губернских городах Российской империи, однако из уездных именно Царицын стал первым городом, получившим рельсовый транспорт. Все 17 трамваев были отечественными, изготовленными на Мытищинском машиностроительном заводе.

Первое трамвайное сообщение проектировалось так, чтобы соединить три царицынские железнодорожные станции. Станцию «Волжская», принадлежавшую Волго-Донской железной дороге, которая шла вдоль реки Волги и находилась недалеко от устья реки Царицы в 200—300 метрах от трамвайного депо, станцию «Царицын», принадлежавшую Грязе-Царицынской железной дороге, и станцию «Тихорецкая», принадлежавшую Владикавказской железной дороге.

Протяженность первой трамвайной линии составляла 4,5 км. Всего на линии было 22 остановки, среднее расстояние между которыми 300 метров. Поездка на трамвае стоила дешевле, чем брали извозчики. Билет стоил всего 5 копеек, оплата повысилась на копейку только в сентябре 1914 года, в связи с началом Первой мировой войны. Гражданская война причинила ущерб городскому хозяйству Царицына, в том числе и трамвайному. В июле 1919 года, из-за сильных повреждений подвижного состава и линий, движение трамваев было остановлено. Летом 1920 года начались работы по восстановлению царицынского трамвая.

Маршрут был возрождён в 1922 году в тех же пределах. К 1924—1925 годам маршрут был сокращён и трамвай № 1 стал ходить не до станции «Царицын», а до Октябрьской площади (ныне территория рядом с Центральным рынком). 6 октября 1937 года маршрут № 1 продлён до Дар-Горы (ныне остановка ул. Радомская). Маршрут неоднократно претерпевал изменения и свой современный вид приобрёл в 1985 году. Уникальность маршрута заключается в том, что с его открытием Царицын стал первым уездным городом России, в котором появился электрический трамвай.